Что и зачем мы будем читать в этом году У писателей, читателей и просто сочувствующих состоялось открытие сезона: стартовала литературная гонка за награды и премии этого года. В апреле объявили шорт-лист «Национального бестселлера», первой из трех наиболее влиятельных отечественных книжных премий, и лонг-лист «Большой книги» - теперь членам жюри вместе с интернет-пользователями и простыми смертными будет что читать все лето. А первые победители станут известны уже в начале июня
Война и роды
Шорт-листы двух крупнейших литературных премий - «Большой книги» и «Русского Букера» - объяв-ляют в конце мая и в октябре соответственно. Они окончательно определяют читательские приоритеты: становится ясно, что непременно нужно прочитать в этом году. Но первая шестерка лидеров уже предъявлена, так что делать ставки, строить предположения и просто читать книги можно уже сейчас.
По шорт-листу «Нацбеста» хорошо видно, что занимает читателей и писателей сегодня, чего они боятся и на что надеются. Симптоматично (особенно после августовских событий прошлого года), что главной темой стала война и все, что с ней связано. Литература - медленная вещь: военный опыт и травмы нынешнего поколения писатели предпочитают прорабатывать все еще на материале Великой Отечественной.
Тут и попытки создать новый миф о войне, и стремление рассказать о поколении, которое на войну уже не попало, но жило рассказами о ней - как в романе Андрея Геласимова «Степные боги». Это книга о первом послевоенном лете в забайкальских степях. Местные мальчишки играют в войну и ищут по кустам и оврагам Гитлера, а главный герой и рассказчик, 11-летний Петька, тайком общается с японскими пленными, которые торчат в этих местах еще со времен Халхин-Гола.
Илья Бояшов (который, кстати, уже получал «Нацбест» два года назад) написал о Великой Отечественной войне своего рода мистическую поэму в прозе - «Танкист, или "Белый тигр"». После Курской битвы в одном из советских танков находят смертельно раненного танкиста. Вопреки законам медицины боец не умирает, а возвращается на фронт и начинает охоту на немецкий танк-призрак «Белый тигр». Попытки переосмыслить войну через миф и сказку приобретают все большую популярность: Великая Отечественная уже отодвинулась во времени достаточно далеко, чтобы о ней можно было рассуждать в терминах героического эпоса, а современное общество для нового эпоса как раз дозрело.
Впрочем, страх перед войной - прошлой, настоящей и, возможно, будущей - у нас не единственный. В последние несколько лет стали распространяться страхи «демографического» происхождения - например, страх родить больного ребенка. В шорт-лист «Нацбеста» попал полуавтобиографический роман лауреата премии «Дебют» за 2005 год Александра Снегирева «Нефтяная Венера» - история о тридцатилетнем парне, который неплохо зарабатывал и был в целом доволен жизнью, несмотря на наличие сына с синдромом Дауна. А все потому, что о больном мальчике заботились бабушка с дедушкой - пока не умерли почти в один день и герой не остался один на один со своим ребенком. Такой традиционный кошмар поколения «кидалтов» (инфантильных взрослых) и «чайлдфри» (людей, выступающих за бездетность).
Остальные участники шорт-листа отражают скорее не популярные темы, а жанры. Книга Германа Садулаева «Таблетка» - написанный явно под влиянием Пелевина авантюрный роман, где нашлось место и офисно-менеджерским реалиям 2000-х, и Хазарскому каганату. Книга Сергея Носова «Тайная жизнь петербургских памятников» - дань нон-фикшну, который нынче в моде, тем более в форме краеведческих и архитектурных эссе. А эстетский роман Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева» о гениальном композиторе и его взаимоотношениях с окружающим миром - дань интеллектуальному снобизму, который тоже никогда не устаревает.
Седьмого июня выяснится, что победит: война, демография или литературные изыски. В отличие от других премий, в «Нацбесте» обсуждение гласное: каждый из членов жюри должен будет объявить свой выбор публично и объяснить его. Выбирать будут режиссер Михаил Калатозишвили, ресторатор Дмитрий Борисов, журналист Андрей Колесников (из «Центра политической философии»), питерский астроном Константин Холшевников, лауреат «Нацбеста» прошлого года Захар Прилепин и теле- и радиоведущая Ольга Шелест.
Премии и читатели
Любая премия - это прежде всего рекомендация читателям. Самые авторитетные российские премии делят литературу между собой почти без остатка: то, что не попадает в поле их внимания, почти всегда проходит мимо простой публики.
Но у каждой большой премии есть свои предпочтения, так что их рекомендации никогда не бывают полностью бескорыстными и объективными, поэтому «абсолютный чемпион» России среди писателей, признанный всеми существующими жюри, вряд ли когда-нибудь появится.
Девиз «Национального бестселлера» - «Проснуться знаменитым». Предполагается, что в финале талантливый, но никому не известный победитель должен внезапно превратиться в звезду всероссийского масштаба. Впрочем, за 19-лет-нюю историю «Нацбеста» этот принцип не раз нарушался - особенно вопиюще в 2004 году, когда «проснуться знаменитым» предложили Виктору Пелевину.
Вторая особенность «Нацбеста» - скандалы и награждение самых маргинальных маргиналов. Как, например, в 2002-м, когда победил роман Александра Проханова «Господин Гексоген». Присуждение награды провокационной книге о том, как российские спецслужбы из лучших побуждений взрывают в Москве жилые дома, вызвало возмущение почти у всех. А организаторы премии довольно потирали руки: об их детище заговорили. Нагнетание эмоций вокруг лауреата - одна из непременных составляющих «Нацбеста»: его чаще всего получают как раз «скандалоемкие» авторы. Потому что иначе победитель проснется не знаменитым писателем, а всего лишь писателем, неожиданно разбогатевшим на 250 тыс. рублей (премиальный фонд этого года).
Остальные премии будут ориентироваться на нацбестовский шорт-лист. Букеровское жюри, например, очень не любит пускать лауреатов «Национального бестселлера» в свой финал. Костяк жюри «Русского Букера» состоит из профессиональных критиков, которые чаще всего руководствуются желанием поддержать «высокую литературу» и ничего не дать книгам с малейшим намеком на хороший коммерческий потенциал, который обеспечивается именно скандальностью.
Победитель «Большой книги» определяется голосованием почти ста человек, среди которых люди самых разных - творческих и не очень - профессий, в том числе и очень далеких от литературы и книг вообще. И голосуют они, как правило, в пользу той книги, которую в обществе обсуждали весь премиальный год. Так было с биографией Бориса Пастернака, написанной Дмитрием Быковым, и с книгой «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, и с «чеченским» романом «Асан» Владимира Маканина. Так что фаворит определится естественным образом ко второй половине осени, когда книги пройдут проверку общест-венным мнением - в первую очередь телевидением и интернетом.
«Большая тройка» и «НОС»
Литературные премии удачно расположены в календаре. Перед летними отпусками - легкомысленный и непредсказуемый «Национальный бестселлер», в декабре - рекомендации для чтения в зимние каникулы от «Большой книги», а также «Русский Букер», подводящий итоги года в области серьезной прозы.
В этом году к ним может прибавиться еще один конкурент: премия «НОС», которую учредил Фонд Михаила Прохорова. Название - дань юбилею Гоголя. Но есть и подтекст: «НОС» - это «новая словесность». Награждать будут за все инновационное в литературе. Переводя на русский язык - за все новое. Судя по всему, «всем новым» в первую очередь считается документальная проза: жизнь почти всегда богаче и интереснее художественной литературы.
Отправлено: 01.06.09 07:55. Заголовок: обычно не читаю лаур..
обычно не читаю лауреатов. Методом тыка нахожу в скудных наших книжных магазинах нужное. Люблю фэнтези: Валентинов, Олди, Панов. Началось увлечение с серии "Трое из леса" Никитина. К сожалению, последующие его книги читать тяжеловато. Особо про космос. По ходу, везде "верхушки снимаю" -- философии немного, немного детективов, классики.
Отправлено: 03.06.09 04:45. Заголовок: да, с лауреатами тяж..
да, с лауреатами тяжеловато. как-то не воспринимаю новую волну писателей. прочитаешь, а внутрях ничего не остается. лица у всех одинаковые. главный герой только одежки меняет. в пиджаке и с пистолетом - ооо...детектив, с плащом и мечем - ооо...историческая романа, выкидывает меч и берет волш. палочку - ооо, фэнтази, однако, напялил скафандр - космическая опера. из того что читал, только Пелевин остался и прочно утвердился на полке. остальные так, просто убить три часа времени.
Отправлено: 08.06.09 06:04. Заголовок: Во многом согласен. ..
Во многом согласен. Неплохих западных авторов читать невозможно из-за корявого перевода, а отечественная литература пестрит клонами. Однако и неплохие авторы тоже есть Генри Лайон Олди (Громов и Ладыженский), Бушков, Лукин, Мазин, Еськов и т. д. Это если о фантастике говорить, я в основновном её читаю.
Отправлено: 16.07.09 11:06. Заголовок: а я читаю всё, что п..
а я читаю всё, что под руку попадется. Читайте - всё интересное мне, что попадется под руку. Читай - то, что попадется мне под руку, мне интересно.... и т.д. :)
Hail. залез давеча на свою книжную полку и решил составить список того, что каким-либо образом повлияло на меня. интересная весчь, полки забиты, а список не большой)). остальное значится можно ф топку)).
Амос Тутуола - по-моему нигериец, потрясающий чувак. сборник повестей нашел в макулатуре, так он со мной и остался)). одни названия чего стоят: "Путешествие в город мертвых или Пальмовый пьянарь и его упокойный винарь", " Перистая женщина или колдунная владычица джунглей". берите что попадется, думаю не пожалеете.
Э. Берджес - заводной апельсин. С. Кубрик снял по ней фильм. до фильма руки так и не дошли (второй год ждет своего часа))) а книга очень даже ничего.
Кобо Абэ - Женщина в песках. вещь совершенно дикая. японец, одним словом.
Пелевин - все что попадется.
Ч. Диккенсон - Посмертные записки Пиквикского Клуба. это совсем не тот Диккенсон которого мы знаем, и все же чудо как хорош.
С. Лем - все. в активе у него не только Солярис. но и много всего вкусного.
О. Генри - все. все, всем и всегда. из любимых.
Г.Г. Маркес - Сто лет одиночества.
Ильф и Петров - 12 стульев и Золотой теленок. ну это все знают)).
С. Кинг - все. вроде и жанр несерьезный, а люблю.
Стругацкие - все что попадется. пласты, грани, копи.
Д. Хармс - что нибудь)). не смею рекомендовать, ибо немногие воспринимают, но попробовать надо.
Ф. Кафка - Процесс, Замок. см. выше.
Л. Кэрролл - Алиса. а вот это уже всем.
Р. Асприн - мифология и мифотворчество. 12 или 13 книг. всем кто считает, что смеятся не грех, а грех - не смеяться.
Р. Брэдбери - все. нет дома - купите, нет денег - возьмите у знакомых, не дают - украдите. за него карма не ухудшится. где угодно, когда угодно и любыми путями. но обязательно книгу. никаких электронных вариантов.
Ф. Достоевский - преступление и наказание. для начала. в школе ведь не читаем, а если и читаем, то не понимаем. сейчас самое время.
Кафку читать копец сложно, Замок так и не осилила, а рассказы прочитала. Мне один запомнился: молодой человек, обремененный хреновой работой с целью поддержания неработающего семейства в виде старых родителей и пока неработающей сестры однажды утром проснулся... насекомым. Даааааа, ощущения вам скажу от прочтения... далее рассказывать не буду -- прочтите.
Сейчас взялась за Солженицына, я не все у него читала. В "В круге первом" в самом начале упоминание Джезкагана дважды.
Еще скачала пару аудиокниг, на днях хочу послушать, потом расскажу про ощущения -- для меня сие внове, у нас в продаже не видела. А может я отстала от прогресса и давно не была в магазинах, где продаются диски?
Отправлено: 01.10.09 15:57. Заголовок: А мне "замок"..
А мне "замок" очень понравился. Ах, землемер. У меня аж все кипело внутрях, пока читала.. , будь я на его месте повесилась бы в первый же день, эта бредовая ситуация... ух, пора перечитать. А первым, что было мной прочитано у Кафки, был рассказ "В исправительной колонии" Изобретенная машина у виновного и осужденного на смертную казнь на спине вырезала статью обвинения. Ну тяжелый рассказ, что тут скажешь.. А как он слизывал кашу с тарелки.. Да и конец... Все люди сво..! "Замок" мне был ближе. Что-то навеяло и вспомнилась "Женщина в песках" - шедевр не иначе.
Отправлено: 01.10.09 16:24. Заголовок: Несколько лет назад ..
Несколько лет назад был телепроект "Большой брат", о котором взахлеб мне рассказывала знакомая, и так, говорит, интересно, идея такая хорошая.. Возьми да и спроси я у нее, кто такой Джордж Оруэлл... Зря спросила.. "1984", "Скотный двор", лет надцать назад мне очень понравились. Еще чуть позже попалась мне "Игра в бисер" Германа Гессе, читайте господа и дамы!
Все даты в формате GMT
1 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет